Охрана и рациональное использование водных ресурсов
1. Пояснительная записка
Открыть
1.1. Профессиональная образовательная программа повышения квалификации (далее – Программа) реализуется в соответствии с настоящими Требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Охрана и рациональное использование водных ресурсов» (далее – Требования).
1.2. Программа разработана в целях осуществления единой государственной политики в области повышения квалификации руководящих работников и специалистов (далее – Специалистов) субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду для обновления их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области охраны и использования водных ресурсов, а также в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ №200-ФЗ от 4.12.2006г., Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. иных федеральных законов и нормативно-правовых документов в области охраны и рационального использования ресурсов.
1.3. Цель Программы – совершенствование кадрового обеспечения государственных, муниципальных и производственных нужд для подготовки компетенций специалистов в сфере охраны и рационального использования водных ресурсов, организации предупреждения угрозы вреда от деятельности, способной оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
1.4. Программа предназначена для повышения уровня квалификации специалистов, получивших высшее профессиональное образование, технического или иного профиля.
1.5. Слушатели, успешно завершившие обучение по Программе, могут замещать должности специалистов экологических служб (отделов) в системе охраны и рационального использования водных ресурсов, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющих: государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности в области охраны и рационального использования водных ресурсов, экологическую экспертизу в вопросах связанных с охранной и рациональным использованием водных ресурсов, работы и услуги природоохранного назначения в заявленной области и качественно решать следующие задачи:
- осуществление контроля за соблюдением в подразделениях субъектов хозяйственной иной деятельности действующего экологического и лесного законодательства, снижению вредного влияния производственных факторов на окружающую среду;
- разработка проектов перспективных и текущих планов по охране водных ресурсов и контролем их выполнения;
- осуществление контроля за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов;
- составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и другой технической документации;
- составление установленной отчетности.
Сферой профессиональной деятельности специалистов являются научно-исследовательские, проектные, научно-производственные и образовательные учреждения; подразделения министерств и ведомств, финансово-промышленные группы, инновационные фонды, международные организации в области охраны окружающей среды, внешнеэкономические государственные организации и коммерческие фирмы, фирмы наукоемких технологий, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, технопарки, технополисы, инкубаторы технологий, консалтинговые фирмы, аудиторские фирмы, система переподготовки и повышения квалификации кадров госслужащих и других категорий работников, колледжи, лицеи.
1.6. Нормативный срок прохождения повышения квалификации по Программе вне зависимости от формы получения образования составляет не менее 82 аудиторных часов.
1.7. Обучение по Программе может проводиться в полном объеме с использованием дистанционных технологий обучения в соответствии с действующей нормативной базой.
1.8. Программа должна обеспечивать сбалансированное изучение основных норм и правоприменительной практики.
1.9. Образовательное учреждение, реализующее Программу, имеет право осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию определяемого Требованиями минимума содержания.
Не допускается замена предусмотренных учебным планом аудиторных занятий на работу над прикладными проектами.
2. Требования к итоговой аттестации
Открыть
2.1. Итоговая аттестация по Программе заключаются в проведении тестового контроля знаний, позволяющего выявить теоретическую и практическую подготовку специалиста в области охраны и рационального использования лесов.
2.2. При успешном завершении квалификационных испытаний соискателю выдается свидетельство о повышении квалификации.
3. Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу
Открыть
Лица, успешно освоившие Программу, должны:
3.1. Знать:
- Экологическое и лесное законодательство;
- нормативные и методические материалы в области охраны и рационального использования лесов;
- правовые основы лесопользования, систему экологических стандартов и нормативов;
- порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов в вопросах связанных с использованием лесов;
- систему экологической сертификации;
- порядок проведения экологического мониторинга;
- порядок и сроки составления отчетности по охране окружающей среды;
- основные экологические проблемы, связанные с областью профессиональной деятельности, современные подходы к их решению, международный и российский опыт в этой области.
3.2. Уметь применять полученные знания для решения задач в области предупреждения угрозы вреда от хозяйственной или иной деятельности, в том числе для принятия управленческих решений.
3.3. Владеть системным подходом к решению задач по снижению экологического риска в области профессиональной деятельности.
4. Требования вводятся в действие с момента утверждения.
Открыть
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- Федеральный закон от 4 декабря 2006г. N 200-ФЗ Лесной кодекс РФ (в редакции от 27.12.2009г. №365-ФЗ)
- Федеральный закон от 10 января 2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от19.07.2011г.)
- Федеральный закон “Об экологической экспертизе” (с изменениями на 18 декабря 2006 г.) от 23.11.1996г. № 174-ФЗ.
- Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (по состоянию на июнь 2010 г.)
- Федеральный закон от 14 марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (по состоянию на июнь 2010г.)
б) дополнительная литература:
- Об утверждении перечня Лесорастительных зон и лесных районов Российской федерации Приказ МПР от 28 марта 2007 г. N 68.
- Постановление Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 “О Правилах проведения лесоустройства”.
- Приказ МПР РФ от 06.02.2008 N 31 “Об утверждении Лесоустроительной инструкции” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.05.2008 N 11648).
- Об утверждении формы отчета об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений Приказ Минсельхоз России от 5 февраля 2010 года № 27
- Справочник кодов лесничеств и участковых лесничеств, актуальность по состоянию на 15.11.2011г.
- Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, Постановление Правительства № 273 от 8 мая 2007 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 806)
- Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории, Приказ Минтранса России от 4 марта 2011 г. N 69
- Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, Приказ Рослесхоза от 5 июля 2011 г. № 287
- О распределении земель лесного фонда по способам мониторинга пожарной опасности в лесах и зонам осуществления авиационных работ по охране лесов.
- Приказ Рослесхоза от 9 июля 2009 года № 290 (в ред. Приказов Рослесхоза от 04.09.2009 N 352, от 24.02.2010 N 66)